Статья

Нужна ли компании стратегия?

Стратегия Компании

Один из возможных ответов: «Нет, не нужна!» и приводится аргумент: «Работали же все это время без стратегии и компания достигла успеха на рынке!»
Возможно причиной такого ответа есть непонимание того, что такое стратегия. Итак, одно из «классических» определений стратегии компании – «оборонительные или наступательные действия, направленные на достижение прочных позиций в отрасли» (М. Портер).
И теперь мой риторический вопрос оппонентам: «А разве все это время вы не предпринимали какие-то действия направленные на то, чтобы компания закрепилась на рынке?!». И эти действия компании, инициированные руководством в силу своего понимания рынка и своего места в нем, и есть реализация стратегии, а «понимание места компании на рынке» — это стратегическая цель, если речь не идет о каком-то краткосрочном проекте «срубить денег по-быстрому и закрыть фирму».
Так почему-же многие руководители утверждают, что работают без стратегии? Вероятней всего это происходит из-за того, что мы представляем стратегию компании как некий многостраничный документ с подписью и печатью, в нашем сознании форма победила содержание. Другое дело что, в какой-то момент развития компании одного содержания уже недостаточно и приходит необходимость придать содержанию форму. Так может переформулируем вопрос, вынесенный в заглавии статьи в два следующих:

1. Почему необходимо формализовывать стратегию компании?
2. Когда стратегия из «головы» руководителя должна быть перенесена на бумагу, т.е. формализована?

imagesПочему необходимо формализовывать стратегию? Основная причина – уникальность каждого человека и как следствие этой уникальности одно и то же слово для каждого вызывает разные ассоциации. У Т.Бьюзена приведен пример: «Каждого члена группы просят самостоятельно записать по десять ассоциаций на слово «Счастье» и потом сравнивают их записи, для группы из 4 человек (40 слов-ассоциаций) весьма редко бывает что совпадет хотя бы одно слово». И это простое понятие! А если речь идет о такой стратегической инициативе как «Увеличение доли рынка», какую массу мнений, отличных от представления руководителя, вызовет эта инициатива в головах подчиненных. А ведь именно им, подчиненным, предстоит эту долю рынка увеличивать, в итоге начинаем работать над увеличением доли рынка, но для одного сотрудника — это расширение продуктовой линейки, для другого — увеличение объемов продаж за счет снижения цены, для третьего увеличение — это 0,5%, а никак не 50% как для четвертого и т.д. В итоге действия есть, а результат не удовлетворяет руководителя, потому как успех реализации стратегии это целенаправленные всеобщие усилия. Вот и призвана наша формализованная стратегия согласовать представления сотрудников о целях компании и способах достижения этих целей.
Когда компании необходимо формализовывать стратегию? Ответ я думаю уже многим понятен, но все же, в тот момент, когда фактический результат компании отличается от того, который мы держим в уме, когда результат действий наших подчиненных не способствует достижению целей компании которые мы себе наметили, да и сами действия противоречивы. Пора довести цели до наших подчиненных (знание цели улучшает исполнение) в форме, исключающей множественность толкования и не позволяющей эти цели «забыть».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *